ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
КАФЕДРА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО И ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Научно исследовательская деятельность.

 

 Ведущая научная школа кафедры: Система профессионально-педагогической подготовки учителя технологии и предпринимательства в условиях непрерывного образования

  Научный руководитель: Молева Галина Аркадьевна зав. кафедрой теории и методики технологического образования, кандидат педагогических наук, профессор.

 Состав: преподаватели кафедры теории и методики технологического образования (Бугрова Е.П., Борисова Т.С., Вишневская Н.А., Дорошенко Ю.И., Кулыгина Л.С., Кунина М.В., Орлова И.А., Раздобреев А.Х., Уваров С.Н., Юдакова С.В.), преподаватели кафедры технико-технологических дисциплин (Шарыгин Л.Н., Орлов Ю.Б., Драган Ю.Е.) и учителя технологии общеобразовательных школ города Владимира и области (Афонин И.В. МБОУ СОШ Рукавская средняя школа, Володин А.А. МБОУ СОШ № 34, Евстифеев А.М. МБОУ СОШ № 31, Климачев А.А. МБОУ СОШ № 2, Филин Е.В. МБОУ СОШ № 36, Николаева Л.С. МБОУ СОШ № 36, Пайков А.В. МБОУ СОШ № 5 г. Вязники, Смирнов В.И. МБОУ СОШ № 8, Манасов М.Ю. МБОУ СОШ № 25, Богданова И.А. МБОУ СОШ № 16, Малкова З.И. МБОУ СОШ № 9, Родионова Е.И. МБОУ СОШ № 8, Невская Т.А., Болотова С.В. МБОУ СОШ № 40 и др.

 

Основные направления деятельности:

1. Технологическая подготовка школьников (опыт, проблемы и перспективы).

·    Инновации в технологическом образовании.

· Региональные особенности технологического образования учащихся общеобразовательных учреждений.

· Учебно-методическое обеспечение технологической подготовки учащихся.

· Использование информационных технологий в технологической подготовке школьников.

· Технологическая подготовка школьников в условиях профильного обучения.

· Активизация учебной, практической деятельности учащихся в процессе обучения технологии.

· Интеграционные процессы в технологической подготовке школьников

2. Теория и практика подготовки учителей технологии и предпринимательства.

·   Инновационные технологии в профессиональной подготовке учителей технологии.

· Профессионально-педагогическое самообразование учителя технологии и предпринимательства.

·  Формирование профессиональной компетентности учителя технологии и предпринимательства.

· Информационные технологии в высшем  профессиональном образовании учителей технологии.

·   Совершенствование системы самостоятельной работы студентов.

· Исследовательская деятельность учителя технологии.

·   Психологические основы подготовки студентов к проектированию урока технологии.

 

 

 

Научно-практическая лаборатория

Теория и практика технологического обучения школьников

 и подготовка учителя технологии

 

Руководитель – кандидат педагогических наук, доцент, зав кафедрой теории и методики технологического образования Молева Г.А.

 

Лаборатория основана в 2000 году.

Основные направления деятельности лаборатории – проблемы технологического образования учащейся молодежи: профильное технологическое обучение; формирование готовности к профессиональному самоопределению учащихся; проектирование учебных программных средств для активизации проектной деятельности школьников; проблемы профессионально-педагогической подготовки и переподготовки учителей технологии и предпринимательства; научно-методическое обеспечение учителей технологии и предпринимательства.

Основные результаты исследований: на базе лаборатории разработана концепция технологического образования  школьников для общеобразовательных учреждений России. Концепция технологического образования апробирована и внедрена в учебный процесс по предмету технология (направление «Технический труд») в общеобразовательных школах №2, №8, №25, №29, №31, №32, №33, №36 г. Владимира, Рукавской средней школе, средней школе № 5 г. Вязники и других общеобразовательных учреждениях Владимирской области. Опубликованы монографии, а также научные статьи в журналах: «Школа и производство», «Вестник Владимирского государственного гуманитарного университета», и др. в сборниках научных трудов, в материалах международных и региональных конференций. Изданы учебники для 5 – 9 классов общеобразовательных учреждений России, методические пособия для учителей технологии, тетради для проектов (5 – 9 классы) в издательстве «Дрофа».

Совместно с ГИМЦ г. Владимира проведены научно-практические конференции с международным участием «Технологическое образование: теория и практика» (Владимир, 2009, 2010 гг.) «Проблемы современного технологического образования» Владимир, 2011 г.). По итогам научно-практической конференции подготовлены и изданы сборники научно-методических материалов (Владимир: Городской информационно-методический центр, 2010, 2011 гг.).

Проводится исследовательская работа по проблеме «Профильное обучение и профессиональная подготовка учащихся на основе индивидуального учебного плана в условиях сельской школы, на базе Чамеревской общеобразовательной школы Судогодского района Владимирской области.

По итогам научно-исследовательской деятельности в 2011 году опубликовано: 36 научных статей, в том числе 2 статьи ВАК.

Организована и проведена региональная научно-практическая конференция (ноябрь 2011 г.). По итогам конференции издан сборник научных докладов и тезисов выступлений «Актуальные проблемы современного технологического образования».

Преподаватели приняли участие в международных, Российских и других региональных конференциях.

 

 

Информация о научно-технических мероприятиях:

 

Наиболее значимые публикации:

1. Молева Г.А. История теория и практика политехнического образования школьников (коллективная монография) / Под ред.. В.А. Полякова, П.Н. Андрианова, Г.А.Молевой. – Владимир: ВГПУ, 2007.

2.Борисова Т.С. Формирование профориентационной компетентности у будущих учителей технологии и предпринимательства в образовательном процессе вуза./ Ковров. Издательство ООО НПО «Маштех», 2008 (монография).

3. Орлова И.А. Психолого-педагогическая профилактика наркомании среди подростков в общеобразовательной школе. / Ковров: Издательство «Маштех», 2009 (монография).

4. Молева Г.А. Профессиональная подготовка учителей в условиях модернизации образования

Training of teachers in terms of modernization of education

 / Международное издание. Сборник «Актуальные вопросы вузовской подготовки» г.Усти-на-Лабе

Aktualne otazky v ysokosolskei prpravy. Pedagogiekych pracovnicov UJEP Usti nad Labem, 2009, Владимир, UMB Banskd Bystrica, 2009. С. 108 – 111.

5. Молева Г.А. Технология. Технический труд. 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / Под  ред. В.М. Казакевича, Г.А.Молевой – 2 е изд. перераб. – М.: Дрофа, 2008. (Гриф Министерства образования и науки РФ).

6. Технология. Технический труд. 6 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. / Под ред. В.М. Казакевича, Г.А.Молевой – 2 е изд. перераб. – М.: Дрофа, 2009. (Гриф Министерства образования и науки РФ).

7. Технология. Технический труд. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. / Под ред. В.М.Казакевича, Г.А. Молевой. – М.: Дрофа, 2007. – 2-е изд., стереотип. (Гриф Министерства образования и науки РФ).

8. Технология. Технический труд. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. / М.: Дрофа, 2008. (Гриф Министерства образования и науки РФ).

9. Юдакова С.В. Активные методы обучения в процессе преподавания дисциплины «Психология рекламной деятельности» / Вестник ВГГУ. Вып. 27 Серия «Педагогические и психологические науки». Владимир, 2011 (статья ВАК)

10. Молева Г.А. Учебный предмет «Технология»: состояние и перспективы /Вестник ВГГУ. Вып. 27. Серия «Педагогические и психологические науки». Владимир, 2011. (статья ВАК)

11. Юдакова С.В. Профессионально-педагогическое самообразование Учебное пособие. Владимир: ВГГУ, 2010. – 131 с.

12. Молева Г.А. Информационно-логическая программа учебного назначения «Творческий проект для образовательной области «Технология». Свидетельство № 2008611093 Российской Федерации. Заявитель и правообладатель № 2008610151; заявл 09.01.2008 Опубл 29.02.2008 г. Бюл. №2 (62) 2011 г. С. 263

13. Уваров С.Н., Кунина М.В. Основы творческо-конструкторской деятельности. – М.: Академический Проект, 2005. – 80 с.(Рекомендовано УМО по специальностям педагогического образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 050501 (030300) – технология и предпринимательство).

 

 

Наиболее значимые достижения:

   Под руководством преподавателей кафедры Бугровой Е.П., Куниной М.В., Уварова С.Н. за участие во Всероссийской выставке  научно-технического творчества молодежи НТТМ  г. Москва, 5 студентов награждены дипломами (2002 – 2009 гг.)

   Награждены почетными грамотами и дипломами в 2009 году – 17 студентов, в 2010 году – 45 студентов, в 2011 году – 32 студента.