ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
КАФЕДРА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО И ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Студенческое конструкторское бюро "ХРОНОС"

 

  

  

Достижения

        

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования уровня высшего образования «бакалавриат» по направлению подготовки 44.03.05 « Педагогическое образование» предусматривает такой вид профессиональной деятельности как исследовательская. Указанный стандарт отмечает, что к этому виду профессиональной деятельности готовятся выпускники программ бакалавриата с присвоением квалификации «академический бакалавр» и «прикладной бакалавр».

Обратимся к исследовательской деятельности в технической сфере. Стремительное развитие технических наук, видимые прикладные достижения требуют от будущего учителя технологии достаточно высокого уровня знаний в рассматриваемой области. Несколько лет назад по программе специалиста профессором Молдовановым А.А. на технико-экономическом факультете была реализована методика технологической подготовки, включающая все этапы от формирования технического задания до оформления проекта. В рамках этой методики студент обосновывал предлагаемые технические решения с учетом анализа результатов патентно-информационного бюро, разрабатывал конструкторскую и затем технологическую документацию, оформлял свое видение новизны в виде заявки (проекта) на изобретение с последующим морфологическим анализом. Сегодняшняя тематика курсовых работ по техническому творчеству предусматривает простейшие (типовые) изделия.

Но интерес к техническому творчеству в студенческой среде не пропал. В каждой группе находятся инициативные студенты. Для их поддержки в сентябре 2008 г. По инициативе кафедры технико-технологических дисциплин под руководство профессора Л.Н.Шарыгина было организовано студенческое конструкторское бюро «Хронос». Процесс организации СКБ проходит с учетом опыта других вузов. Сформулировано общее направление исследований разработка электронно-механических преобразователей средств измерений и контроля. Принято решение выставлять на суд научной общественности только разработки с обоснованной новизной. В определенной степени это удалось.

 За 9 лет студентами получено 30 патентов на изобретения и полезные модели, опубликовано в материалах международных конференций свыше 140 научных статей (в том числе за рубежом). Качество исследований подтверждает такой факт по инициативе издательства  LAMBERT в Германии в 2015 г. вышел отдельный книгой сборник научных статей студентов СКБ «Хронос». Ряд разработок отражен в учебнике для вузов. Студенты являются лауреатами ряда всероссийских (НТТМ, Энергоидея) и региональных (Надежда Земли Владимирской) конкурсов и выставок. Ежегодно студенты СКБ становятся  лауреатами конкурсов на стипендии Президента и Правительства РФ, стажировок за рубежом.

Преподаватели, работающие со студентами в СКБ, исходят из того, что творчество это сложная техническая деятельность, направленная на создание новых материальных ценностей. Создатель новых технических объектов должен обладатель такими особенностями личности, которые соответствуют требованиям определенного вида творческой деятельности – творческим способностями. Необходимым свойством творческих способностей является наблюдательность. Наблюдательность заключается в умении подмечать характерные свойства объектов и явлений, она приобретается в процессе занятий любимым делом. В деятельности создателя новых технических объектов (изделий) важнейшую роль играет пространственное воображение. Способность пространственного представления формируется за счет накопления опыта, появляется техническое мышление – способность представлять объем по плоскостным изображениям, и наоборот –изображать на плоскости в виде эскиза или чертежа объемный предмет.

За 9 лет работы СКБ «Хронос» накоплен определенный опыт по разработке технических изделий широкой номенклатуры. Практически каждая разработка проводится на патентно способность. Отработана методика составления формулы изобретения. Исследования продолжаются.

Считаем, что объединения творческих людей типа студенческого конструкторского бюро являются важным дополнением к учебному процессу в вузе.